Лабораторная работа № 1.2

«Изучение равноускоренного  прямолинейного движения тел

 на машине Атвуда»  

  Вариант № 1

 

1.      Дать определение ускорения. Записать формулу, определяющую величину ускорения. В каких единицах измеряется ускорение?

2.      Что такое нормального ускорение? Как  оно направлено? Что характеризует нормальное ускорение? Показать на рисунке направления нормального ускорение  при движении материальной точки  по окружности. В каких единицах измеряется нормальное ускорение?

3.      Сформулируйте и запишите второй закон Ньютона.  В каких системах выполняется второй закон Ньютона.

 

 

 

Лабораторная работа № 1.2

«Изучение равноускоренного  прямолинейного движения тел

 на машине Атвуда»     

 Вариант № 2

1.      Какое движение называется равноускоренным?

2.      Что такое тангенциальное ускорение? Как  оно направлено? Что характеризует тангенциальное ускорение? Показать на рисунке направления тангенциальное ускорение  при равноускоренном движении материальной точки  по окружности. В каких единицах измеряется тангенциальное ускорение?  

3.      Сделать рисунок и указать силы, действующие  в системе двух связанных тел массами m1, m2  (m1> m2), подвешенных на нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный и невесомый блок. Вывести ( по требованию преподавателя) в общем виде формулу (13) для определения ускорения с которым движется эта система.

 

Лабораторная работа № 1.2

«Изучение равноускоренного  прямолинейного движения тел на машине Атвуда»   

 Вариант № 3

1.      Какое движение называется равномерным?

2.      Сформулируйте и запишите третий закон Ньютона. В каких системах отсчета закон выполняется?  Уравновешивают ли друг друга силы при взаимодействии двух тел? Почему?

3.      Сделать рисунок и указать силы, действующие  в системе двух связанных тел массами m1, m2  (m1<m2), подвешенных на нерастяжимой нити, перекинутой через блок, массой m0.Записать уравнение движение для каждого из тел системы ( по требованию преподавателя).

 

 

 

Лабораторная работа № 1.2

«Изучение равноускоренного  прямолинейного движения тел на машине Атвуда»

 Вариант № 4

1.      Дать определение, записать формулы, определяющие мгновенную скорость. В каких единицах измеряется мгновенная скорость? Как направлен вектор мгновенной скорости? Показать на рисунке направление мгновенной скорости   при движении материальной точки  по окружности.

2.      Дать определение, записать формулы, указать единицы измерения тангенциального ускорения. Показать на рисунке направления тангенциального ускорения при равнозамедленном  движении материальной точки по окружности..

3.      Сформулируйте и запишите второй закон Ньютона.  В каких системах выполняется второй закон Ньютона.


Лабораторная работа № 1.4

Определение коэффициента внешнего трения с помощью наклонного маятника.

Вариант № 1

1.      Какие виды внешнего трения различают? Дайте им определение.

2.      Сформулируйте и запишите закон внешнего трения для статического трения. Назовите величины, входящие в формулу закона, укажите, в  каких единицах они измеряются. От чего зависит коэффициент статического трения?

3.      Тело массой m, равномерно скользит вниз  по наклонной плоскости  с углом наклона к горизонту равным α, коэффициент трения скольжения  равен μ. Сделайте рисунок, покажите  все силы, действующие на тело.  Запишите уравнение движения (второй закон Ньютона) для данного случая движения.

 

Лабораторная работа № 1.4

Определение коэффициента  внешнего трения с помощью наклонного маятника.

Вариант № 2

1.       Опишите природу внешнего трения.

2.      Сформулируйте и запишите закон внешнего трения для силы трения скольжения. Назовите величины, входящие в формулу закона, укажите, в  каких единицах они измеряются. От чего зависит коэффициент  трения скольжения?

3.      Тело массой  m,  покоится на наклонной плоскости  с углом наклона к горизонту равным α. Известно, что коэффициент трения скольжения  равен μ. Сделайте рисунок, покажите  все силы, действующие на тело. Запишите уравнение движении я (второй закон Ньютона).

Лабораторная работа № 1.4

Определение коэффициента внешнего трения с помощью наклонного маятника.

Вариант № 3

1.       Что такое внутреннее трение?

2.      Сформулируйте и запишите закон внешнего трения для силы трения качения. Когда оно возникает? Назовите величины, входящие в формулу закона, укажите, в  каких единицах они измеряются.

3.      Тело массой  m,  движенся с ускорением вниз по наклонной плоскости  с углом наклона к горизонту равным α. Известно, что коэффициент трения скольжения  равен μ. Сделайте рисунок, покажите  все силы, действующие на тело.  Запишите уравнение движения (второй закон Ньютона) для данного случая движения.

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.4

 

Определение коэффициента  внешнего трения с помощью наклонного маятника.

Вариант № 4

 

1.      Что такое сила трения? Когда возникает? Куда направлена?

2.      Сформулируйте и запишите закон внешнего трения для силы трения скольжения. Назовите величины, входящие в формулу закона, укажите, в  каких единицах они измеряются. От чего зависит коэффициент  трения скольжения?

3.      Тело массой m равномерно скользит вниз  по наклонной плоскости  с углом наклона к горизонту равным α, коэффициент трения скольжения  равен μ. Сделайте рисунок, покажите  все силы, действующие на тело. Запишите уравнение движения (второй закон Ньютона) для данного случая движения.  


Лабораторная работа № 1.6

«Изучение вращательного движения твердого тела »  

  Вариант № 1

 

4.      Какое движение называется вращательным?

5.      Дать определение углового ускорения. Записать формулу, определяющую угловое ускорение. Как оно направлено?

6.      Что называется моментом силы относительно неподвижной точки? Запишите формулу момента силы. Как направлен момент силы?.

 

 

 

Лабораторная работа № 1.6

«Изучение вращательного движения твердого тела »  

 Вариант № 2

4.      Дать определение угловой скорости. Записать формулу, определяющую угловую скорость. Как она направлена?

5.      Что такое момент инерции материальной точки? Записать формулу, назвать входящие в неё величины.

6.      Сформулируйте основной закон динамики вращательно движения твердого тела. Запишите формулу, назовите входящие в неё величины.

 

Лабораторная работа № 1.6

«Изучение вращательного движения твердого тела »  

 Вариант № 3

4.      Дать определение углового ускорения. Записать формулу, определяющую угловое ускорение. Как оно направлено?

5.      Что такое момент инерции системы материальных точек? Записать формулу, назвать входящие в неё величины.

6.      Какую роль играют момент силы и момент инерции во вращательном движении?

 

Лабораторная работа № 1.6

«Изучение вращательного движения твердого тела »  

 Вариант № 4

4.      Дать определение угловой скорости. Записать формулу, определяющую угловую скорость. Как она направлена?

5.      Что такое момент инерции твердого тела? Записать формулу, назвать входящие в неё величины.

6.      Сформулируйте основной закон динамики вращательно движения твердого тела. Запишите формулу, назовите входящие в неё величины.


Лабораторная работа № 1.7

«Определение моментов инерции твердых тел с помощью трифилярного подвеса»

 

  Вариант № 1

 

7.      Сформулируйте цель работы.

8.      Что такое момент инерции материальной точки? Записать формулу, назвать входящие в неё величины.

9.      От чего зависит период колебаний трифилярного подвеса? Записать формулу, связывающую момент инерции колеблющейся системы и её периода колебания. Назвать величины, входящие в формулу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.7

«Определение моментов инерции твердых тел с помощью трифилярного подвеса»

 

 Вариант № 2

1.       Перечислите приборы и оборудование, используемые в работе.

2.       Что такое момент инерции твердого тела? Записать формулу, назвать входящие в неё величины.

3.      Сформулируйте теорему Штейнера. Запишите формулу. Назовите величины, входящие в формулу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.7

«Определение моментов инерции твердых тел с помощью трифилярного подвеса»

 

  Вариант № 1

 

1.       Сформулируйте цель работы.

2.       Что такое момент инерции материальной точки? Записать формулу, назвать входящие в неё величины.

3.      От чего зависит период колебаний трифилярного подвеса? Записать формулу, связывающую момент инерции колеблющейся системы и её периода колебания. Назвать величины, входящие в формулу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.7

«Определение моментов инерции твердых тел с помощью трифилярного подвеса»

 

 Вариант № 2

1.       Перечислите приборы и оборудование, используемые в работе.

2.       Что такое момент инерции твердого тела? Записать формулу, назвать входящие в неё величины.

3.      Сформулируйте теорему Штейнера. Запишите формулу. Назовите величины, входящие в формулу.

 


Лабораторная работа № 1.8

 

«Определение моментов инерции и модуля сдвига твердых тел с помощью крутильных колебаний»

 

  Вариант № 1

 

10.   Что такое момент инерции материальной точки? Записать формулу, назвать входящие в неё величины.

11.  Запишите формулу для определения момента инерции однородного диска. Назовите входящие в неё величины.

12.  От чего зависит период крутильных колебаний?  Записать формулу периода крутильных колебаний. Назвать величины, входящие в формулу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.8

 

«Определение моментов инерции и модуля сдвига твердых тел с помощью крутильных колебаний»

 

 Вариант № 2

4.       Запишите формулу для определения момента инерции твердого тела относительно неподвижной оси.Назовите входящие в неё величины.

5.      Запишите формулу для определения момента инерции однородного диска. Назовите входящие в неё величины.

6.      Сформулируйте теорему Штейнера. Запишите формулу. Назовите величины, входящие в формулу.

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.8

 

«Определение моментов инерции и модуля сдвига твердых тел с помощью крутильных колебаний»

 

  Вариант № 1

 

4.       Сформулируйте цель работы.

5.       Что такое момент инерции материальной точки? Записать формулу, назвать входящие в неё величины.

6.      От чего зависит период колебаний трифилярного подвеса? Записать формулу, связывающую момент инерции колеблющейся системы и её периода колебания. Назвать величины, входящие в формулу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.8

 

«Определение моментов инерции и модуля сдвига твердых тел с помощью крутильных колебаний»

 

 Вариант № 2

4.       Перечислите приборы и оборудование, используемые в работе.

5.       Что такое момент инерции твердого тела? Записать формулу, назвать входящие в неё величины.

6.      Сформулируйте теорему Штейнера. Запишите формулу. Назовите величины, входящие в формулу.

 


Лабораторная работа № 1.9

 

«Изучение упругих деформаций твердых тел при растяжении»

 

  Вариант № 1

 

13.   Что называется деформацией? Какие деформации называются упругими, какие пластическими?

14.  Что такое сила упругости. Пояснить смысл выражения  F упр = ─F.

15.   Сформулируйте закон Гука для упругого растяжения стержня. Назовите, входящие в закон величины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.9

 

«Изучение упругих деформаций твердых тел при растяжении»

 

 Вариант № 2

7.       Перечислите виды упругих деформаций.

8.      Изложить сущность закона Гука.

9.       Физический смысл модуля Юнга. Связь коэффициента упругости и модуля Юнга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.9

 

«Изучение упругих деформаций твердых тел при растяжении»

 

  Вариант № 1

 

1.       Что называется деформацией? Какие деформации называются упругими, какие пластическими?

2.      Что такое сила упругости. Пояснить смысл выражения  F упр = ─F.

3.       Сформулируйте закон Гука для упругого растяжения стержня. Назовите, входящие в закон величины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.9

 

«Изучение упругих деформаций твердых тел при растяжении»

 

 Вариант № 2

1.       Перечислите виды упругих деформаций.

2.      Изложить сущность закона Гука.

3.       Физический смысл модуля Юнга. Связь коэффициента упругости и модуля Юнга.


Лабораторная работа № 1.10

 

«Изучение упругих деформаций твердых тел при изгиба»

 

  Вариант № 1

 

16.   Что называется деформацией? Какие деформации называются упругими, какие пластическими?

17.  Объяснить механизм деформации изгиба. Что такое стрела прогиба?

18.   Сформулируйте закон Гука для упругого растяжения стержня. Назовите, входящие в закон величины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.10

 

«Изучение упругих деформаций твердых тел при изгиба»

 

 Вариант № 2

10.   Перечислите виды упругих деформаций.

11.  Изложить сущность закона Гука.

12.   Физический смысл модуля Юнга. Связь коэффициента упругости и модуля Юнга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.10

 

«Изучение упругих деформаций твердых тел при изгиба»

 

  Вариант № 1

 

1.       Что называется деформацией? Какие деформации называются упругими, какие пластическими?

2.      Объяснить механизм деформации изгиба. Что такое стрела прогиба?

3.       Сформулируйте закон Гука для упругого растяжения стержня. Назовите, входящие в закон величины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.10

 

«Изучение упругих деформаций твердых тел при изгиба»

 

 Вариант № 2

1.       Перечислите виды упругих деформаций.

2.      Изложить сущность закона Гука.

3.       Физический смысл модуля Юнга. Связь коэффициента упругости и модуля Юнга.

 

 


Лабораторная работа № 1.11

 

«Изучение упругих деформаций  при кручении»

 

  Вариант № 1

 

19.   Что называется деформацией? Какие деформации называются упругими, какие пластическими?

20.  Объяснить механизм деформации сгиба. Сформулируйте закон Гука для упругой деформации сдвига.

21.   .Объяснить физический смысл модуля сдвига.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.11

 

«Изучение упругих деформаций  при кручении»

 

 Вариант № 2

13.   Перечислите виды упругих деформаций.

14.  Объяснить механизм деформации кручения.Сформулируйте закон Гука для упругой деформации кручения. 

15.   Объяснитьфизический смысл модуля Юнга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.11

 

«Изучение упругих деформаций  при кручении»

 

  Вариант № 1

 

22.   Что называется деформацией? Какие деформации называются упругими, какие пластическими?

23.  Объяснить механизм деформации сгиба. Сформулируйте закон Гука для упругой деформации сдвига.

24.   .Объяснить физический смысл модуля сдвига.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 1.11

 

«Изучение упругих деформаций  при кручении»

 

 Вариант № 2

16.   Перечислите виды упругих деформаций.

17.  Объяснить механизм деформации кручения.Сформулируйте закон Гука для упругой деформации кручения. 

18.   Объяснитьфизический смысл модуля Юнга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Лабораторная работа № 2.1

«Определение универсальной газовой постоянной» 

   Вариант № 1

1.      Опишите модель идеального газа.

2.      Запишите уравнение состояния идеального газа, назовите входящие в него величины и единицы их измерения.

3.      Опишите метод определения универсальной газовой постоянной в данной работе. Выведите  расчетную формулу.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2.1

«Определение универсальной газовой постоянной» 

   Вариант № 2

1.      Какими параметрами характеризуется идеальный газ, в каких единицах измеряются.

2.      Физический смысл универсальной газовой постоянной. Вывести  формулу из которой это следует.

3.      Почему при проведении измерений процесс откачки воздуха нужно проводить достаточно медленно..

 

 

 

Лабораторная работа № 2.4

«Определение коэффициента внутреннего трения воздуха и средней длины свободного пробега воздуха» 

   Вариант № 1

1.      Объясните механизм внутреннего трения в жидкостях и газах.

2.      Запишите формулу силы внутреннего трения, назовите входящие в неё величины, в каких единицах они измеряются.  

3.      Что такое средняя длина свободного пробега молекул газа и от чего она зависит.

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2.4

 

«Определение коэффициента внутреннего трения воздуха и средней длины свободного пробега воздуха»

Вариант № 2

1.       Дайте определение физическому смыслу коэффициента динамической вязкости.

2.       Запишите формулу силы внутреннего трения, назовите входящие в неё величины, в каких единицах они измеряются?

3.       Что такое эффективный диаметр молекул газа и от чего он зависит.


 

 

Лабораторная работа № 2.1

«Определение универсальной газовой постоянной» 

   Вариант № 1

4.      Опишите модель идеального газа.

5.      Запишите уравнение состояния идеального газа, назовите входящие в него величины и единицы их измерения.

6.      Опишите метод определения универсальной газовой постоянной в данной работе. Выведите  расчетную формулу.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2.1

«Определение универсальной газовой постоянной» 

   Вариант № 2

4.      Какими параметрами характеризуется идеальный газ, в каких единицах измеряются.

5.      Физический смысл универсальной газовой постоянной. Вывести  формулу из которой это следует.

6.      Почему процесс откачки воздуха нужно проводить достаточно медленно..

 

 

 

Лабораторная работа № 2.4

«Определение коэффициента внутреннего трения воздуха и средней длины свободного пробега воздуха» 

   Вариант № 1

4.      Объясните механизм внутреннего трения в жидкостях и газах.

5.      Запишите формулу силы внутреннего трения, назовите входящие в неё величины, в каких единицах они измеряются.  

6.      Что такое средняя длина свободного пробега молекул газа и от чего она зависит.

 

 

 

 

                         

 

 

 

Лабораторная работа № 2.4

 

«Определение коэффициента внутреннего трения воздуха и средней длины свободного пробега воздуха»

Вариант № 2

4.       Дайте определение физическому смыслу коэффициента динамической вязкости.

5.       Запишите формулу силы внутреннего трения, назовите входящие в неё величины, в каких единицах они измеряются?

6.       Что такое эффективный диаметр молекул газа и от чего он зависит.


 

 

Лабораторная работа № 2.2

«Определение коэффициента вязкости методом Стокса» 

   Вариант № 1

7.      Объясните механизм внутреннего трения в жидкостях и газах.

8.      Запишите формулу силы внутреннего трения  и дайте определение физическому смыслу коэффициента динамической вязкости.

9.      Какими факторами определяется вязкость жидкости  и как она изменяется с ростом температуры.

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2.2

«Определение коэффициента вязкости методом Стокса» 

   Вариант № 2

7.      Запишите формулу силы внутреннего трения  и дайте определение физическому смыслу коэффициента динамической вязкости.

8.      Из формулы силы внутреннего трения выведите размерность вязкости

9.      Какими факторами определяется вязкость газа  и как она изменяется с ростом температуры.

 

 

 

Лабораторная работа № 2.3

«Определение вязкости и основных характеристик молекулярного движения воздуха» 

   Вариант № 1

7.      Объясните механизм внутреннего трения в жидкостях и газах.

8.      Запишите формулу силы внутреннего трения, назовите входящие в неё величины, в каких единицах они измеряются.  

9.      Что такое средняя длина свободного пробега молекул газа и от чего она зависит.

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2.3

 

«Определение вязкости и основных характеристик молекулярного движения воздуха»

Вариант № 2

7.       Дайте определение физическому смыслу коэффициента динамической вязкости. От чего зависит жидкость газов?

8.       Запишите формулу силы внутреннего трения, назовите входящие в неё величины, в каких единицах они измеряются?

9.       Что такое эффективный диаметр молекул газа и от чего он зависит.

 


Лабораторная работа № 2.5

«Определение отношений теплоемкостей газа» 

   Вариант № 1

10.   Сформулируйте первое начало термодинамики, записать формулу закона и назвать входящие в неё величины.

11.   Дайте определение молярной теплоемкости. В каких единицах она измеряется?

12.   Запишите первое начало термодинамики для изохорного процесса и получите из него  выражение для теплоемкости Сv   и молярной теплоемкости  Сv,µ.

13.   Запишите уравнение Майера, связывающее значения Сv,µ и Ср,µ. Почему Ср,µ > Сv,µ?

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2.5

«Определение отношений теплоемкостей газа» 

   Вариант № 2

10.  Запишите первое начало термодинамики для изохорного процесса. Назовите входящие в него величины.

11.   Дайте определение теплоемкости тела. В каких единицах она измеряется?

12.   Запишите первое начало термодинамики для изобарного процесса и получите из него  выражение для теплоемкости Ср   и молярной теплоемкости  Ср,µ.

13.   Запишите выражение, определяющее значение показателя адиабаты. Назовите входящие в него величины.

Лабораторная работа № 2.5

«Определение отношений теплоемкостей газа» 

   Вариант № 3

10.  Запишите первое начало термодинамики для изобарного процесса. Назовите входящие в него величины.

11.   Дайте определение удельной теплоемкости тела. В каких единицах она измеряется?

12.   Запишите первое начало термодинамики для изобарного процесса и получите из него  выражение для теплоемкости Ср   и молярной теплоемкости  Ср,µ.

13.   Какой процесс называется адиабатным? Запишите первое начало термодинамики для адиабатного процесса. Какой физический смысл имеет запись этого выражения?

 

 

 

 

                         

 

 

 

Лабораторная работа № 2.5

 

«Определение отношений теплоемкостей газа»

Вариант № 4

10.  Сформулируйте первое начало термодинамики, запишите формулу закона и назовите входящие в неё величины

11.   Дайте определение молярной теплоемкости. В каких единицах она измеряется?

12.   Запишите первое начало термодинамики для изобарного процесса и получите из него  выражение для теплоемкости Ср   и молярной теплоемкости  Ср,µ.

13.   Запишите уравнение Майера, связывающее значения Сv,µ и Ср,µ. Почему Ср,µ > Сv,µ?


Лабораторная работа № 2.6

«Определение отношений теплоемкостей газа» 

   Вариант № 1

14.   Сформулируйте первое начало термодинамики, записать формулу закона и назвать входящие в неё величины.

15.   Дайте определение молярной теплоемкости. В каких единицах она измеряется?

16.   Чем определяются молярные теплоемкости Сv   и С v,µ. Запишите формулы и назовите входящие величины.

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2.6

«Определение отношений теплоемкостей газа» 

   Вариант № 2

14.  Дайте понятие теплоемкости, запишите формулу.

15.   Доказать С р,µ - С v,µ = R .

16.   Какой процесс называется адиабатным? Что происходит с внутренней энергией газа при адиабатном процессе?

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2.6

«Определение отношений теплоемкостей газа» 

   Вариант № 1

17.   Сформулируйте первое начало термодинамики, записать формулу закона и назвать входящие в неё величины.

18.   Дайте определение молярной теплоемкости. В каких единицах она измеряется?

19.   Чем определяются молярные теплоемкости Сv   и С v,µ. Запишите формулы и назовите входящие величины.

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2.6

«Определение отношений теплоемкостей газа» 

   Вариант № 2

17.  Дайте понятие теплоемкости, запишите формулу.

18.   Доказать С р,µ - С v,µ = R .

19.   Какой процесс называется адиабатным? Что происходит с внутренней энергией газа при адиабатном процессе?

 

 


Лабораторная работа № 4.2

«Определение удельного заряда электрона по формуле Ленгмюра»

Вариант №1

1.     Сформулируйте цель  лабораторной работы.

2.     Расскажите об устройстве вакуумного диода

3.     Какие допущения делаются  при выводе формулы Ленгмюра и в каких случаях они обоснованы?

4.     Проделайте анализ размерностей в соотношении 

 

 

Лабораторная работа № 4.2

«Определение удельного заряда электрона по формуле Ленгмюра»

Вариант №2.

 

1.     Какие приборы входят в состав измерительной установки?

2.     Какое явление называют термоэлекторонной эмиссией.

3.     Объясните причины появления электронного облака в пространстве между электродами диода  и его роль  в зависимости анодного тока от анодного напряжения.

4.     Проделайте анализ размерностей в соотношении

 

 

 

Лабораторная работа № 4.2

«Определение удельного заряда электрона по формуле Ленгмюра»

Вариант №1

1       Сформулируйте цель  лабораторной работы.

2.     Расскажите об устройстве вакуумного диода

3.     Какие допущения делаются  при выводе формулы Ленгмюра и в каких случаях они обоснованы?

4.     Проделайте анализ размерностей в соотношении 

 

 

Лабораторная работа № 4.2

«Определение удельного заряда электрона по формуле Ленгмюра»

Вариант №2.

 

1.     Какие приборы входят в состав измерительной установки?

2.     Какое явление называют термоэлекторонной эмиссией.

3.     Объясните причины появления электронного облака в пространстве между электродами диода  и его роль  в зависимости анодного тока от анодного напряжения.

4.     Проделайте анализ размерностей в соотношении

 

 


Лабораторная работа № 4.4

«Определение горизонтальной составляющей индукции

магнитного поля Земли»

Вариант №1

5.      Сформулируйте цель лабораторной работы.

6.      Магнитное поле и его природа.

7.      Магнитное поле прямого провода.  Нарисовать картину магнитных линий, записать формулу модуля вектора магнитной индукции этого источника поля, назвать входящие в нее величины. Как определяется направление вектора магнитной индукции поля, создаваемого прямым проводом с током.

8.      Вывод расчетной формулы для определения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли.

 

 

Лабораторная работа № 4.4

«Определение горизонтальной составляющей индукции

магнитного поля Земли»

Вариант №2.

5.     Какие приборы входят в состав измерительной установки?

6.     Индукция магнитного поляи её определение. Тесла.

7.       формулу модуля вектора магнитной индукции этого источника поля, назвать входящие в нее величины. Как определяется направление вектора магнитной индукции поля, создаваемого круговым током.

8.     Устройство и принцип работы тангенс-гальванометра.

 

 

Лабораторная работа № 4.4

«Определение горизонтальной составляющей индукции

магнитного поля Земли»

Вариант №1

1.      Сформулируйте цель лабораторной работы.

2.      Магнитное поле и его природа.

3.      Магнитное поле прямого провода.  Нарисовать картину магнитных линий, записать формулу модуля вектора магнитной индукции этого источника поля, назвать входящие в нее величины. Как определяется направление вектора магнитной индукции поля, создаваемого прямым проводом с током.

4.      Вывод расчетной формулы для определения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли.

 

 

Лабораторная работа № 4.4

«Определение горизонтальной составляющей индукции

магнитного поля Земли»

Вариант №2.

1.     Какие приборы входят в состав измерительной установки?

2.     Индукция магнитного поляи её определение. Тесла.

3.      Магнитное поле кругового тока.  Нарисовать картину магнитных линий, записать формулу модуля вектора магнитной индукции этого источника поля, назвать входящие в нее величины. Как определяется направление вектора магнитной индукции поля, создаваемого круговым током.

4.     Устройство и принцип работы тангенс-гальванометра.

 

 

 

Лабораторная работа № 4.5

«Определение удельного заряда электрона с помощью магнетрона»

Вариант №1

1. Какая сила действует на  электрический заряд, движущийся в магнитном поле?  Запишите формулу, определяющую значение силы, назовите входящие в неё величины. Сформулируйте правило для определения  направления силы, проиллюстрируйте его рисунком

2. Отрицательный заряд влетает в однородное магнитное поле перпендикулярное силовым линиям поля. Укажите направление силы, действующей на этот заряд.

+     +    +    +   +

+     +    +    +   +

+     +    +    +   +

3. Однородные электрическое и магнитное поля совпадают по направлению. Электрон, влетает в эти поля и движется в том же направлении. Как  будет меняться скорость движения электрона (по величине и направлению) при данных условиях движения? Сделать рисунок, обосновать ответ.

 

Лабораторная работа № 4.5

«Определение удельного заряда электрона с помощью магнетрона»

Вариант №2.

1. Опишите метод измерения удельного заряда электрона, применяемый в данной работе.

2. Положительный  заряд влетает в однородное магнитное поле перпендикулярно силовым линиям поля. Укажите направление силы, действующей на этот заряд. Как называется эта сила? Запишите формулу, определяющую значение силы, назовите входящие в неё величины. Покажите на рисунке траекторию движения заряда под действием этой силы.

____________________

____________________

3. Электрон, ускоренный разностью потенциалов U , влетает в однородное магнитное поле, перпендикулярное направлению его движения. Масса электрона m, заряд е. Вывести формулу для  определения периода обращения электрона

 

 

Лабораторная работа № 4.5

«Определение удельного заряда электрона с помощью магнетрона»

Вариант №3

1. Какие допущения должны выполняться, чтобы описанный метод давал правильное значение удельного заряда?

2. Положительный  заряд влетает в однородное магнитное поле перпендикулярно силовым линиям поля. Укажите направление силы, действующей на этот заряд. Как называется эта сила? Запишите формулу, определяющую значение силы, назовите входящие в неё величины. Покажите на рисунке траекторию движения заряда под действием этой силы.

+     +    +    +   +

+     +    +    +   +

3. Однородные электрическое и магнитные поля направлены взаимно перпендикулярно. Напряженность электрического поля  Е, а магнитного-В. Траектория движения электрона оказалась прямолинейной. Как была направлена скорость электрона (сделайте рисунок, покажите взаимное расположение векторов Е, В, v) . Укажите на рисунке направления сил, действующих на электрон со стороны магнитного и электрического поля, определите значение скорости электрона.

 

Лабораторная работа № 4.5

«Определение удельного заряда электрона с помощью магнетрона»

Вариант №4

1.Почему в реальных условиях не наблюдается ступеньчатый спад  силы анодного тока? Какое  место реальной кривой и почему соответствует критическому току через катушку

2. Отрицательный заряд влетает в однородное магнитное поле перпендикулярное силовым линиям поля. Укажите направление силы, действующей на этот заряд. Как называется эта сила? Запишите формулу, определяющую значение силы, назовите входящие в неё величины. Покажите на рисунке траекторию движения заряда под действием этой силы.

________________

________________

3. Протон, ускоренный разностью потенциалов U , влетает в однородное магнитное поле, перпендикулярное направлению его движения. Масса протона m, заряд q..  Вывести формулу для  определения радиуса кривизны траектории протона.

 

Лабораторная работа № 4.6

«Изучение явления Холла»

Вариант №1

 

1.     Что называется электрическим током? Как он реализуется в проводниках, электролитах и полупроводниках? Что является носителями тока?

2.     Определить направление вектора напряженности поперечного электрического поля, возникшего в проводнике с током, помещенном в перпендикулярное  магнитное поле :

                                                 __________________

                                      ____________________

                                                    ----------------------------

                                    ____________________

 

       3.Тонкая медная лента толщиной 0,2 мм помещена в однородное магнитное поле с индукцией  0,3 Тл так, что плоскость ленты перпендикулярна  силовым линиям магнитного поля. В ленте течет ток 15 А. Определить холловскую разность потенциалов,возникающую вдоль ширины ленты, считая,что в меди имеется по одному свободному электрону на каждый атом.

 

№ 4.6

«Изучение явления Холла»

Вариант №2.

 

1. Каков характер движения эарядов в магнитном поле? Чему равна сила Лоренца и как она направлена?

2.  Определить направление вектора напряженности поперечного электрического поля, возникшего в проводнике с током, помещенном в перпендикулярное  магнитное поле :

 

                                        __________________

                                      ____________________

                                                    ----------------------------

                                    ____________________

 

3. В однородном магнитном поле с магнитной индукцией 0,6 Тл помещена тонкая медная пластина,в которойтечет ток 12 А. Вектор магнитной индукции магнитного поля перпендикулярен плоскости пластины. Толщина пластины 0,02 мм. Определить концентрацию свободных электронов меди, если возникающая вдоль ширины ленты холловская разность потенциалов 2 мкВ.

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4.6

«Изучение явления Холла»

Вариант №3

1. В чем заключается сущность эффекта Холла?

2. Определить направление вектора напряженности поперечного электрического поля, возникшего в проводнике с током, помещенном в перпендикулярное  магнитное поле :

                                      __________________

                           ____________________

                                      ----------------------------

                           ____________________

 

 

3.При эффекте Холла в натриевом проводнике напряженность поперечного электрического поля оказалась 4 мкВ\см при плотности тока 100 А\см2 и магнитной индукции поля 2 Тл. Найти концентрацию электронов  проводимости в данном проводнике.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4.6

«Изучение явления Холла»»

Вариант №4

1. Что называется  подвижностью носителей тока, какова её единица?

2. Определить направление вектора напряженности поперечного электрического поля, возникшего в проводнике с током, помещенном в перпендикулярное  магнитное поле :

                                      __________________

                           ____________________

                                      ----------------------------

                           ____________________

 

3. Найти подвижность электронов проводимости в медном проводнике, если в магнитном поле, магнитная индукция которого300 мТл, напряженность поперечного поля, обусловленного эффектом Холла у данного проводника оказалась в 3,1*103  раз меньше напряженности продольного электрического поля.

Лабораторная работа № 4.7

«Исследование магнитных свойств ферромагнетиков»

 

Вариант №1

 

9.      Сформулируйте цель лабораторной работы.

10.  Магнитное момент и его единица.

11.  Магнитная индукция и напряженность магнитного поля, их единицы и связь между этими величинами.

12.  Ферромагнетизм. Точка Кюри.

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4.7

«Исследование магнитных свойств ферромагнетиков»

 

Вариант №2.

9.     Какие приборы входят в состав измерительной установки?

10.  Намагниченность, магнитная восприимчивость, магнитная проницаемость, их единицы.

11. Слабые и сильные магнетики, диамагнетики и парамагнетики.

12. Остаточная индукция, коэрцитивная сила, их единицы.

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4.7

«Исследование магнитных свойств ферромагнетиков»

Вариант №1

 

1.      Сформулируйте цель лабораторной работы.

2.      Магнитное момент и его единица.

3.      Магнитная индукция и напряженность магнитного поля, их единицы и связь между этими величинами.

4.      Ферромагнетизм. Точка Кюри.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4.7

«Исследование магнитных свойств ферромагнетиков»

Вариант №2.

1.     Какие приборы входят в состав измерительной установки?

2.      Намагниченность, магнитная восприимчивость, магнитная проницаемость, их единицы.

3.     Слабые и сильные магнетики, диамагнетики и парамагнетики.

4.     Остаточная индукция, коэрцитивная сила, их единицы.

 

 

Лабораторная работа № 4.8

«Исследование магнитных свойств ферромагнетиков»

 

Вариант №1

 

13.  Сформулируйте цель лабораторной работы.

14.  В чем заключается явление  самоиндукции  и какими законами оно описывается.

15.  Дать описание метода Жубера для определения коэффициента самоиндукции.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4.8

«Исследование магнитных свойств ферромагнетиков»

 

Вариант №2.

13. Какие приборы входят в состав измерительной установки?

14. Что называется индуктивностью и как определяется соответствующая единица в СИ.

15. Вывести рабочую формулу для определения коэффициента самоиндукции.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4.8

«Исследование магнитных свойств ферромагнетиков»

 

Вариант №1

 

16.  Сформулируйте цель лабораторной работы.

17.  В чем заключается явление  самоиндукции  и какими законами оно описывается.

18.  Дать описание метода Жубера для определения коэффициента самоиндукции.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4.8

«Исследование магнитных свойств ферромагнетиков»

 

Вариант №2.

16. Какие приборы входят в состав измерительной установки?

17. Что называется индуктивностью и как определяется соответствующая единица в СИ.

18. Вывести рабочую формулу для определения коэффициента самоиндукции.

 


Лабораторная работа № 5.1

 « Изучение гармонических колебаний (на примере пружинного маятника) »

Вариант №1

1.      Какие колебания называются гармоническими? Привести примеры этих колебаний.

2.      Дать определение амплитуды и фазы периодических колебаний. В каких единицах они измеряются?

3.      Материальная точка совершает гармонические колебания  по закону  х=0,06 . Определить амплитуду, период, частоту колебаний, фазу в момент времени t= 2 , начальную фазу. Найти максимальное значение скорости колебаний. Записать выражение для   скорости и ускорения материальной точки, совершающей гармонические колебания по данному закону.

 

 

Лабораторная работа № 5.1

 « Изучение гармонических колебаний (на примере пружинного маятника) »

Вариант №2

1.      Какие колебания называются периодическими? Привести примеры этих колебаний.

2.      Дать определение периода и частоты периодических колебаний В каких единицах они измеряются?

3.      Материальная точка совершает гармонические колебания  по закону  х=0,02 . Определить амплитуду, период, частоту колебаний, фазу в момент времени t= 2 , начальную фазу. Найти максимальное значение ускорения  колеблющейся точки. Записать выражение для   скорости и ускорения материальной точки, совершающей гармонические колебания по данному закону.

 

 

 

 


 

Лабораторная работа № 5.1

 « Изучение гармонических колебаний (на примере пружинного маятника) »

Вариант №3

1.      Под действием каких сил возникают колебания пружинного (вертикально расположенного)  маятника? Объясните механизм возникновения колебаний.

2.      Дать определение амплитуды и фазы периодических колебаний. В каких единицах они измеряются?

3.      Материальная точка совершает гармонические колебания  по закону  х=0,06 . Определить амплитуду, период, частоту колебаний, фазу в момент времени t= 2 , начальную фазу. Найти максимальное значение скорости колебаний. Записать выражение для   скорости и ускорения материальной точки, совершающей гармонические колебания по данному закону.

 

Лабораторная работа № 5.1

 « Изучение гармонических колебаний (на примере пружинного маятника) »

Вариант №4

1.      Под действием каких сил возникают колебания пружинного (горизонтально расположенного)  маятника? Сделайте рисунок, укажите направления сил(ы), запишите формулу, определяющую значение данной силы.

2.      Дать определение периода и частоты периодических колебаний. В каких единицах они измеряются?

3.      Материальная точка совершает гармонические колебания  по закону  х=0,02 . Определить амплитуду, период, частоту колебаний, фазу в момент времени t= 2 , начальную фазу. Найти максимальное значение ускорения  колеблющейся точки. Записать выражение для   скорости и ускорения материальной точки, совершающей гармонические колебания по данному закону.


 Лабораторная работа № 5.2

 « Изучение гармонических колебаний (на примере физического маятника) »

Вариант №1

4.      Какие колебания называются гармоническими? Привести примеры этих колебаний.

5.      Дать определение амплитуды и фазы периодических колебаний. В каких единицах они измеряются?

6.      Материальная точка совершает гармонические колебания  по закону  х=0,06 . Определить амплитуду, период, частоту колебаний, фазу в момент времени t= 2 , начальную фазу. Найти максимальное значение скорости колебаний. Записать выражение для   скорости и ускорения материальной точки, совершающей гармонические колебания по данному закону.

 

 

 

Лабораторная работа № 5.2

« Изучение гармонических колебаний (на примере физического маятника) »

Вариант №2

4.      Какие колебания называются периодическими? Привести примеры этих колебаний.

5.      Дать определение периода и частоты периодических колебаний. В каких единицах они измеряются?

6.      Материальная точка совершает гармонические колебания  по закону  х=0,02 . Определить амплитуду, период, частоту колебаний, фазу в момент времени t= 2 , начальную фазу. Найти максимальное значение ускорения  колеблющейся точки. Записать выражение для   скорости и ускорения материальной точки, совершающей гармонические колебания по данному закону.


 

 


Лабораторная работа № 5.2

« Изучение гармонических колебаний (на примере физического маятника) »

Вариант №3

4.      Под действием каких сил возникают колебания физического маятника? Объясните механизм возникновения колебаний.

5.      Чему равен период колебаний физического маятника?

6.      Материальная точка совершает гармонические колебания  по закону  х=0,06 . Определить амплитуду, период, частоту колебаний, фазу в момент времени t= 2 , начальную фазу. Найти максимальное значение скорости колебаний. Записать выражение для   скорости и ускорения материальной точки, совершающей гармонические колебания по данному закону.

Лабораторная работа № 5.2

« Изучение гармонических колебаний (на примере физического маятника) »

Вариант №4

4.      Какие колебания называют гармоническими? Под действием каких сил совершаются  гармонические колебания?

5.      Дать определение приведенной длины физического маятника.

6.      Материальная точка совершает гармонические колебания  по закону  х=0,0 . Определить амплитуду, период, частоту колебаний, фазу в момент времени t= 2 , начальную фазу. Найти максимальное значение ускорения  колеблющейся точки. Записать выражение для   скорости и ускорения материальной точки, совершающей гармонические колебания по данному закону.


Лабораторная работа № 5.4

 «Изучение колебаний звуковой частоты с помощью электронного осциллографа»

 

Вариант№1

 

1.      Какие колебания называются гармоническими?  Написать уравнение гармонических колебаний. Назвать физические величины, входящие в это уравнение.

2.      Что понимают под сложением колебаний. Какие два предельных случая сложения колебаний рассмотрены в лабораторной работе?

3.      Имеются два колебания с частотами w и ww, причем Δw<<w . Какая картина будет наблюдаться на экране осциллографа, если сигналы подать на один и на разные входы?

 

 

 

 

Лабораторная работа № 5.4

 «Изучение колебаний звуковой частоты с помощью электронного осциллографа»

 

Вариант№2

 

1.      Что называется биениями? При каких условиях возникают биения?

2.       Напишите уравнения, которое описывает изменение амплитуды биений со временем, назовите входящие в него величины.

3.      Что понимают под сложением колебаний. Какие два предельных случая сложения колебаний рассмотрены в лабораторной работе?

 

 

 

 

Лабораторная работа № 5.4

«Изучение колебаний звуковой частоты с помощью электронного осциллографа»

 

Вариант№3

 

1.      Что называется фигурами Лиссажу? Как получить на экране осциллографа

фигуры Лиссажу?

2.      При каком соотношении разности фаз двух колебаний на экране осциллографа можно наблюдать эллипс, окружность?

3.      Какие колебания называются гармоническими?  Написать уравнение гармонических колебаний. Назвать физические величины, входящие в это уравнение

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 5.4

«Изучение колебаний звуковой частоты с помощью электронного осциллографа»

 

Вариант№4

 

1.      Что называют биениями? Чему равна частота колебаний амплитуды (биений)?

2.      Имеются два колебания с частотами w и ww, причем Δw<<w . Какая картина будет наблюдаться на экране осциллографа, если сигналы подать на один и на разные входы?

3.      Что понимают под сложением колебаний. Какие два предельных случая сложения колебаний рассмотрены в лабораторной работе?

 


 

Лабораторная работа № 5.11

 «Исследование звуковых колебаний (метод стоячих волн)»

Вариант №1

1.     Дать определение волны.

2.     Записать уравнение стоячей волны. Назвать входящие в него величины

3.     Две волны, распространяющиеся навстречу друг другу, отличаются только амплитудами. Образуют ли они стоячую волну?

4.     Чем стоячая волна отличается от бегущей?

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 5.11

 «Исследование звуковых колебаний (метод стоячих волн)»

Вариант№4

1.     Записать уравнение плоской волны.

2.     При каких условиях возникает интерференции двух волн?

3.     Назвать условия интерференционных максимума и минимума.

4.     Всегда ли сохраняется энергия при интерференции двух волн?

 

 


Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №1

1.  Какое явление называется интерференцией световых волн?

2. Как и почему будут отличаться интерференционные картины при интерференции в тонких пленках в отраженном и проходящем свете.

3. Геометрическая разность хода двух лучей равна 2 см. Найти оптическую разность хода в проходящем свете этих двух когерентных монохророматических волн, падающих перпендикулярно на прозрачную пластину с показателем преломления 1.6.

 

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №2

1.  Какие волны называют когерентными?

 2. Как определяют разность хода при интерференции в тонких пленках: сделать рисунок, показать ход лучей. Записать выражение, определяющее разность хода полученных когерентных лучей, исходя из сделанного рисунка. Почему отраженные от двух поверхностей пластинки световые волны являются когерентными.

3.Вывести формулу для определения радиуса k-го темного кольца Ньютона при интерференции в отраженном свете.

 

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №3

1.Сформулируйте условия усиления и ослабления когерентных волн при интерференции: сделайте рисунок, иллюстрирующий наложение от 2-х  волн в выбранной точке пространства, покажите на рисунке величину, определяющую результат интерференции световых волн, чему она равна, как называется? Запишите математически условия, определяющие усиление  или ослабление 2-х когерентных волн в заданной точке пространства.

2.Что такое полосы равной ширины и равного наклона?

3. Кольца Ньютона образуются между плоским стеклом и линзой радиусом кривизны 8,6 м.Монохроматический свет падает нормально. Диаметр четвертого темного кольца в отраженном свете равен 9мм.Найти  длину волны падающего света.

 

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №4

1.        Какие волны называют когерентными? Можно ли получить когерентные волны от нескольких независимых источников  света? Ответ обоснуйте.

2.        Как и почему будут отличаться интерференционные картины при интерференции в тонких пленках в отраженном и проходящем свете?

3.        Если на пути монохроматической световой волны в воздухе нормально установить стеклянную пластинку толщиной 2 мкм (показатель преломления 1,5).  Как изменится оптическая длина пути света?

 

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №1

1.  Какое явление называется интерференцией световых волн?

2. Как и почему будут отличаться интерференционные картины при интерференции в тонких пленках в отраженном и проходящем свете.

3. Геометрическая разность хода двух лучей равна 2 см. Найти оптическую разность хода в проходящем свете этих двух когерентных монохророматических волн, падающих перпендикулярно на прозрачную пластину с показателем преломления 1.6.

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №2

1.  Какие волны называют когерентными?

2. Как определяют разность хода при интерференции в тонких пленках: сделать рисунок, показать ход лучей. Записать выражение, определяющее разность хода полученных когерентных лучей, исходя из сделанного рисунка. Почему отраженные от двух поверхностей пластинки световые волны являются когерентными.

3.Вывести формулу для определения радиуса k-го темного кольца Ньютона при интерференции в отраженном свете.

 

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №3

1. Сформулируйте условия усиления и ослабления когерентных волн при интерференции: сделайте рисунок, иллюстрирующий наложение от 2-х  волн в выбранной точке пространства, покажите на рисунке величину, определяющую результат интерференции световых волн, чему она равна, как называется? Запишите математически условия, определяющие усиление  или ослабление 2-х когерентных волн в заданной точке пространства.

2. Что такое полосы равной ширины и равного наклона?

3. Кольца Ньютона образуются между плоским стеклом и линзой радиусом кривизны 8,6 м. Монохроматический свет падает нормально. Диаметр четвертого темного кольца в отраженном свете равен 9мм.  Найти  длину волны падающего света.

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №4

1.Какие волны называют когерентными? Можно ли получить когерентные волны от нескольких независимых источников  света? Ответ обоснуйте.

2.Как и почему будут отличаться интерференционные картины при интерференции в тонких пленках в отраженном и проходящем свете?

3.Если на пути монохроматической световой волны в воздухе нормально установить стеклянную пластинку толщиной 2 мкм (показатель преломления 1,5).  Как изменится оптическая длина пути света?

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №1

1. Какое явление называется интерференцией световых волн?

2. Как и почему будут отличаться интерференционные картины при интерференции в тонких пленках в отраженном и проходящем свете.

3. Геометрическая разность хода двух лучей равна 2 см. Найти оптическую разность хода в проходящем свете этих двух когерентных монохророматических волн, падающих перпендикулярно на прозрачную пластину с показателем преломления 1.6.

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №2

1.  Какие волны называют когерентными?

2. Как определяют разность хода при интерференции в тонких пленках: сделать рисунок, показать ход лучей. Записать выражение, определяющее разность хода полученных когерентных лучей, исходя из сделанного рисунка. Почему отраженные от двух поверхностей пластинки световые волны являются когерентными.

3.Вывести формулу для определения радиуса k-го темного кольца Ньютона при интерференции в отраженном свете.

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №4

1.Какие волны называют когерентными? Можно ли получить когерентные волны от нескольких независимых источников  света? Ответ обоснуйте.

2.Как и почему будут отличаться интерференционные картины при интерференции в тонких пленках в отраженном и проходящем свете?

3.Если на пути монохроматической световой волны в воздухе нормально установить стеклянную пластинку толщиной 2 мкм (показатель преломления 1,5).  Как изменится оптическая длина пути света?

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №3

1. Сформулируйте условия усиления и ослабления когерентных волн при интерференции: сделайте рисунок, иллюстрирующий наложение от 2-х  волн в выбранной точке пространства, покажите на рисунке величину, определяющую результат интерференции световых волн, чему она равна, как называется? Запишите математически условия, определяющие усиление  или ослабление 2-х когерентных волн в заданной точке пространства.

2. Что такое полосы равной ширины и равного наклона?

3. Кольца Ньютона образуются между плоским стеклом и линзой радиусом кривизны 8,6 м. Монохроматический свет падает нормально. Диаметр четвертого темного кольца в отраженном свете равен 9мм.  Найти  длину волны падающего света.

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №4

1.Какие волны называют когерентными? Можно ли получить когерентные волны от нескольких независимых источников  света? Ответ обоснуйте.

2.Как и почему будут отличаться интерференционные картины при интерференции в тонких пленках в отраженном и проходящем свете?

3.Если на пути монохроматической световой волны в воздухе нормально установить стеклянную пластинку толщиной 2 мкм (показатель преломления 1,5).  Как изменится оптическая длина пути света?

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №1

1. Какое явление называется интерференцией световых волн?

2. Как и почему будут отличаться интерференционные картины при интерференции в тонких пленках в отраженном и проходящем свете.

3. Геометрическая разность хода двух лучей равна 2 см. Найти оптическую разность хода в проходящем свете этих двух когерентных монохророматических волн, падающих перпендикулярно на прозрачную пластину с показателем преломления 1.6.

 

Лабораторная работа № 6.2

«Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона»

Вариант №2

1.  Какие волны называют когерентными?

2. Как определяют разность хода при интерференции в тонких пленках: сделать рисунок, показать ход лучей. Записать выражение, определяющее разность хода полученных когерентных лучей, исходя из сделанного рисунка. Почему отраженные от двух поверхностей пластинки световые волны являются когерентными.

3.Вывести формулу для определения радиуса k-го темного кольца Ньютона при интерференции в отраженном свете.

 

 

Лабораторная работа № 6.1

«Определение показателей преломления жидких и твердых веществ»

Вариант №1

1.      Перечислите законы геометрической оптики. Сформулируйте закон преломления света, запишите формулу закона. Сделайте рисунок, указав ход лучей при переходе света из оптически более плотной в оптически менее плотную  среду.

2.      Каков физический смысл абсолютного и относительного показателя преломления. Запишите формулы, определяющие значения этих величин.

 

 

Лабораторная работа № 6.1

«Определение показателей преломления жидких и твердых веществ»

Вариант №2

1.      Сформулируйте принцип Гюйгенса. Сделайте рисунок, иллюстрирующий преломление плоской световой волны на границе раздела двух сред  в соответствии с принципом Гюйгенса. Выведите закон преломления света из принципа Гюйгенса.

2.      Сформулируйте принцип обратимости световых лучей.

 

 

 

Лабораторная работа № 6.1

«Определение показателей преломления жидких и твердых веществ»

Вариант №3

1.      В чем заключается явление полного внутреннего отражения? Сделайте рисунок, поясняющий это явление. Выведите формулу для определения значения предельного угла.

2.      Сформулируйте закон отражения света. Сделайте рисунок, покажите ход лучей при отражении.  Укажите  на рисунке угол падения и  угол отражениясвета.

 

 

 

Лабораторная работа № 6.1

«Определение показателей преломления жидких и твердых веществ»

Вариант №4

1.      Построить ход лучей в плоскопараллельной стеклянной пластинке. Поясните, на основе сделанного рисунка, почему показатель преломления стекла может быть определен как отношение  истинной и кажущейся толщины пластины. 

2.      Сформулируйте закон прямолинейного распространения света.


Лабораторная работа № 6.3

«Исследование дифракции света на дифракционной решетке»

Вариант №1

1.  Какое явление называется дифракцией световых волн?

2. Дайте определение разрешающей способности решетки, запишите формулу, назовите, входящие в неё величины

3. Период дифракционной решетки d=510-6 м. Определить максимально возможное число наблюдаемых главных максимумов, если решетка освещается нормально падающим светом с длиной волны λ=0,5 мкм.

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6.3

«Исследование дифракции света на дифракционной решетке»

Вариант №2

1.  Сформулируйте принцип Гюйгенса –Френеля.

2. Объясните порядок следования цветов в наблюдаемых дифракционных спектрах ненулевого порядка, полученных при падении на решетку белого света.

3. Период дифракционной  решетки d=7 10-6. Определить угол дифракции, соответствующий третьему главному максимуму, если решетка освещается нормально падающим светом с длиной волны λ=0,5 мкм.

 

 

 

Лабораторная работа № 6.3

«Исследование дифракции света на дифракционной решетке»

Вариант №3

1.Что такое дифракционная решетка? Какой вид имеет дифракционный спектр при падании на решетку белого света? Запишите формулу, определяющую условие дифракционных  максимумов, назовите входящие в неё величины.

2. Объясните  белый цвет спектра нулевого порядка в дифракционном спектре, полученном при падении на решетку белого света.

3. Определить разрешающую способность дифракционной решетки, имеющей общее число штрихов – 6000 и позволяющей наблюдать максимум 15-го порядка

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6.3

«Исследование дифракции света на дифракционной решетке»

Вариант №4

4.          Дайте определение угловой дисперсии. Запишите формулу,  определяющую эту величину.Назовите, входящие в неё величины .

5.          Какие требования к размерам отверстия должны выполняться в эксперименте для наблюдения явления дифракции? Значит ли, что если они нарушены, дифракции на данном препятствии не будет?

6.          Свет с длиной волны λ= 585 нм нормально падает  на дифракционную решетку с периодом d= 0,002 мм. Найти угловое расстояние между максимумами второго и третьего порядка.

 


Лабораторная работа № 6.6

«Вращение плоскости поляризации оптически активными веществами»

Вариант №1

1.      Какой свет называется линейно поляризованным?

2.      Как из естественного света получить поляризованный? Как называются устройства, которые используются для получения поляризованного света?  Приведите примеры этих устройств

3.      Как можно объяснить вращение плоскости поляризации оптически активными веществами? Сделать рисунок, поясняющий соответсвии с гипотезой М.Фарадея, вращение плоскости поляризации оптически активными веществами.

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6.6

«Вращение плоскости поляризации оптически активными веществами»

Вариант №2

1.      Дайте определение плоскости поляризации. Сделайте рисунок, укажите на нем взаимной расположение векторов напряженностей электрического и магнитного поля, а также вектора скорости в электромагнитной волне, укажите на рисунке положение плоскости поляризации.

2.      Дайте определение свету как электромагнитной волне.

3.      Какая существует зависимость угла поворота плоскости поляризации оптически активными кристаллами и чистыми жидкостями от толщины слоя вещества? Записать формулу.  Как называется и от чего зависит коэффициет пропорциональности, входящий в формулу?

 

 

 

Лабораторная работа № 6.6

«Вращение плоскости поляризации оптически активными веществами»

Вариант №3

1.      Какой свет называется элиптически поляризованным?

2.      К какому виду волн относятся световые волны? Как называются векторные физические величины характеризующих световую волну?   Каково их взаимное расположение, как направлен вектор скорости по отношению к этим векторам? Сделайте рисунок, указав на нем взаимное расположение этих  трех векторов.

3.      Какая существует зависимость угла поворота плоскости поляризации оптически активными растворами от толщины слоя вещества? Записать формулу. Как называется, от чего зависит коэффициет пропорциональности, входящий в формулу?

 

Лабораторная работа № 6.6

«Вращение плоскости поляризации оптически активными веществами»

Вариант №4

1.      Какой свет называется естественным? Чем отличается естественный свет от поляризованного? Какой свет называют частично поляризованным?

2.      Какие вещества называются оптически активными? Приведите примеры таких веществ. Какие модификации оптически активных веществ существуют?

3.      Как можно объяснить вращение плоскости поляризации оптически активными веществами? Сделать рисунок, поясняющий соответсвии с гипотезой М.Фарадея, вращение плоскости поляризации оптически активными веществами.

 

 

 

Лабораторная работа № 6.6

«Вращение плоскости поляризации оптически активными веществами»

Вариант №1

1.      Какой свет называется линейно поляризованным?

2.      Как из естественного света получить поляризованный? Как называются устройства, которые используются для получения поляризованного света?  Приведите примеры этих устройств

3.      Как можно объяснить вращение плоскости поляризации оптически активными веществами? Сделать рисунок, поясняющий соответсвии с гипотезой М.Фарадея, вращение плоскости поляризации оптически активными веществами.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6.6

«Вращение плоскости поляризации оптически активными веществами»

Вариант №2

1.      Дайте определение плоскости поляризации. Сделайте рисунок, укажите на нем взаимной расположение векторов напряженностей электрического и магнитного поля, а также вектора скорости в электромагнитной волне, укажите на рисунке положение плоскости поляризации.

2.      Дайте определение свету как электромагнитной волне.

3.      Какая существует зависимость угла поворота плоскости поляризации оптически активными кристаллами и чистыми жидкостями от толщины слоя вещества? Записать формулу.  Как называется и от чего зависит коэффициет пропорциональности, входящий в формулу?

 

 

Лабораторная работа № 6.6

«Вращение плоскости поляризации оптически активными веществами»

Вариант №3

1.      Какой свет называется элиптически поляризованным?

2.      К какому виду волн относятся световые волны? Как называются векторные физические величины характеризующих световую волну?   Каково их взаимное расположение, как направлен вектор скорости по отношению к этим векторам? Сделайте рисунок, указав на нем взаимное расположение этих  трех векторов.

3.      Какая существует зависимость угла поворота плоскости поляризации оптически активными растворами от толщины слоя вещества? Записать формулу. Как называется, от чего зависит коэффициет пропорциональности, входящий в формулу?

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6.6

«Вращение плоскости поляризации оптически активными веществами»

Вариант №4

1.      Какой свет называется естественным? Чем отличается естественный свет от поляризованного? Какой свет называют частично поляризованным?

2.      Какие вещества называются оптически активными? Приведите примеры таких веществ. Какие модификации оптически активных веществ существуют?

3.      Как можно объяснить вращение плоскости поляризации оптически активными веществами? Сделать рисунок, поясняющий соответсвии с гипотезой М.Фарадея, вращение плоскости поляризации оптически активными веществами.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6.6

«Вращение плоскости поляризации оптически активными веществами»

Вариант №2

1.      Дайте определение плоскости поляризации. Сделайте рисунок, укажите на нем взаимной расположение векторов напряженностей электрического и магнитного поля, а также вектора скорости в электромагнитной волне, укажите на рисунке положение плоскости поляризации.

2.      Дайте определение свету как электромагнитной волне.

3.      Какая существует зависимость угла поворота плоскости поляризации оптически активными кристаллами и чистыми жидкостями от толщины слоя вещества? Записать формулу.  Как называется и от чего зависит коэффициет пропорциональности, входящий в формулу?

 

 


Лабораторная работа № 48

«Определение постоянной Планка, граничной частоты и работы выхода»

Вариант №1

4.      Дать определение явлению внешнего фотоэффекта. Записать уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и назвать входящие в него величины.

5.      Нарисовать схему для измерения вольт-амперной характеристике вакуумного фотоэлемента. Объяснить режим включения полярности источника питания при измерениии задерживающего напряжения. Почему в таком режиме работы сила фототока сразу не исчезает? Как значение задерживавающего напряжения связано с параметром, характеризующим скорость движения фотоэлектрона. Запишите соответствующую  формулу, назовите входящие в эту формулу величины. Объясните физическую природу этой зависимости.

6.      Для катода из калия, на который падает свет с частотой 7·1014 Гц, определить максимально возможное значение скорости испускаемых электронов. Авых=2,15эВ

 

 

Лабораторная работа № 48

«Определение постоянной Планка, граничной частоты и работы выхода»

Вариант №2

4.      Что называется красной границей фотоэффекта? Запишите формулу для её определения, назовите входящие в эту формулу величины. Дайте объяснение физической природы этой величины на основе уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

5.      Нарисуйте в вольт-амперную характеристику вакуумного фотоэлемента. Объясните физическую природу изменения силы фототока с ростом напряжения. Какова причина существования  фототока насыщения? Можно ли измеменить его значение?

6.      Для катода ,изготовленного из вольфрама, определить максимальную длину волны облучающего света, при которой еще возможен фотоэффект. Авых =4,5 эВ

Лабораторная работа № 48

«Определение постоянной Планка, граничной частоты и работы выхода»

Вариант №1

1.     Дать определение явлению внешнего фотоэффекта. Записать уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и назвать входящие в него величины.

2.     Нарисовать схему для измерения вольт-амперной характеристике вакуумного фотоэлемента. Объяснить режим включения полярности источника питания при измерениии задерживающего напряжения. Почему в таком режиме работы сила фототока сразу не исчезает? Как значение задерживавающего напряжения связано с параметром, характеризующим скорость движения фотоэлектрона. Запишите соответствующую  формулу, назовите входящие в эту формулу величины. Объясните физическую природу этой зависимости.

3.     Для катода из калия, на который падает свет с частотой 7·1014 Гц, определить максимально возможное значение скорости испускаемых электронов. Авых=2,15эВ

 

 

Лабораторная работа № 48

«Определение постоянной Планка, граничной частоты и работы выхода»

Вариант №2

1.      Что называется красной границей фотоэффекта? Запишите формулу для её определения, назовите входящие в эту формулу величины. Дайте объяснение физической природы этой величины на основе уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

2.      Нарисуйте в вольт-амперную характеристику вакуумного фотоэлемента. Объясните физическую природу изменения силы фототока с ростом напряжения. Какова причина существования  фототока насыщения? Можно ли измеменить его значение?

3.      Для катода ,изготовленного из вольфрама, определить максимальную длину волны облучающего света, при которой еще возможен фотоэффект. Авых =4,5 эВ

Лабораторная работа № 48

«Определение постоянной Планка, граничной частоты и работы выхода»

Вариант №1

1.      Дать определение явлению внешнего фотоэффекта. Записать уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и назвать входящие в него величины.

2.      Нарисовать схему для измерения вольт-амперной характеристике вакуумного фотоэлемента. Объяснить режим включения полярности источника питания при измерениии задерживающего напряжения. Почему в таком режиме работы сила фототока сразу не исчезает? Как значение задерживавающего напряжения связано с параметром, характеризующим скорость движения фотоэлектрона. Запишите соответствующую  формулу, назовите входящие в эту формулу величины. Объясните физическую природу этой зависимости.

3.      Для катода из калия, на который падает свет с частотой 7·1014 Гц, определить максимально возможное значение скорости испускаемых электронов. Авых=2,15эВ

 

 

Лабораторная работа № 48

«Определение постоянной Планка, граничной частоты и работы выхода»

Вариант №2

1.      Что называется красной границей фотоэффекта? Запишите формулу для её определения, назовите входящие в эту формулу величины. Дайте объяснение физической природы этой величины на основе уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

2.      Нарисуйте в вольт-амперную характеристику вакуумного фотоэлемента. Объясните физическую природу изменения силы фототока с ростом напряжения. Какова причина существования  фототока насыщения? Можно ли измеменить его значение?

3.      Для катода ,изготовленного из вольфрама, определить максимальную длину волны облучающего света, при которой еще возможен фотоэффект. Авых =4,5 эВ

Лабораторная работа № 45

«Определение постоянной Стефана-Больцмана при помощи оптического пирометра»

Вариант №1

4.      Какое излучение называется тепловым? Какой спектр ему соответствует? От чего зависят его интенсивность и спектральный состав?

5.      Дайте определение энергетической светимости и излучательной  способности тела. Какими буквами обозначаются эти величины? В каких единицах измеряются? Как связаны между собой? Запишите формулы этой взаимосвязи. Какая существует зависимость угла поворота плоскости поляризации оптически активными растворами от толщины слоя вещества? Записать формулу. Как называется, от чего зависит коэффициет пропорциональности, входящий в формулу?

6.      Сформулируйте закон Стефана-Больцмана  и запишите его формулу .

7.      Определить температуру абсолютно черного тела, если энергетическая  светимость его поверхности составляет  8,9·104 Вт/м2.

 

Лабораторная работа № 45

«Определение постоянной Стефана-Больцмана при помощи оптического пирометра»

Вариант №2

1.     Дайте определение поглощательной способности тела. Как делятся тела в зависимости от значения поглощательной способности тела?

2.     Сформулируйте и запишите закон Кирхгофа. Запишите формулы, определяющие на основании закона Кирхгофа, взаимосвязь энергетических всетимостей абсолютно черного и серого тел.

3.     Сформулируйте закон смещения Вина и запишите его формулу .

4.     Определить максимальное значение спектральной плотности энергетической светимости абсолютно черного тела, нагретого до температуры 5270 С.

 

Лабораторная работа № 45

«Определение постоянной Стефана-Больцмана при помощи оптического пирометра»

Вариант №1

1.      Какое излучение называется тепловым? Какой спектр ему соответствует? От чего зависят его интенсивность и спектральный состав?

2.      Дайте определение энергетической светимости и излучательной  способности тела. Какими буквами обозначаются эти величины? В каких единицах измеряются? Как связаны между собой? Запишите формулы этой взаимосвязи. Какая существует зависимость угла поворота плоскости поляризации оптически активными растворами от толщины слоя вещества? Записать формулу. Как называется, от чего зависит коэффициет пропорциональности, входящий в формулу?

3.      Сформулируйте закон Стефана-Больцмана  и запишите его формулу .

4.      Определить температуру абсолютно черного тела, если энергетическая  светимость его поверхности составляет  8,9·104 Вт/м2.

 

 

Лабораторная работа № 45

«Определение постоянной Стефана-Больцмана при помощи оптического пирометра»

Вариант №2

1.     Дайте определение поглощательной способности тела. Как делятся тела в зависимости от значения поглощательной способности тела?

2.     Сформулируйте и запишите закон Кирхгофа. Запишите формулы, определяющие на основании закона Кирхгофа, взаимосвязь энергетических всетимостей абсолютно черного и серого тел.

3.     Сформулируйте закон смещения Вина и запишите его формулу .

4.     Определить максимальное значение спектральной плотности энергетической светимости абсолютно черного тела, нагретого до температуры 5270 С.

 

 

Лабораторная работа № 45

«Определение постоянной Стефана-Больцмана при помощи оптического пирометра»

Вариант №1

1.      Какое излучение называется тепловым? Какой спектр ему соответствует? От чего зависят его интенсивность и спектральный состав?

2.      Дайте определение энергетической светимости и излучательной  способности тела. Какими буквами обозначаются эти величины? В каких единицах измеряются? Как связаны между собой? Запишите формулы этой взаимосвязи. Какая существует зависимость угла поворота плоскости поляризации оптически активными растворами от толщины слоя вещества? Записать формулу. Как называется, от чего зависит коэффициет пропорциональности, входящий в формулу?

3.      Сформулируйте закон Стефана-Больцмана  и запишите его формулу .

4.      Определить температуру абсолютно черного тела, если энергетическая  светимость его поверхности составляет  8,9·104 Вт/м2.

 

Лабораторная работа № 45

«Определение постоянной Стефана-Больцмана при помощи оптического пирометра»

Вариант №2

1.     Дайте определение поглощательной способности тела. Как делятся тела в зависимости от значения поглощательной способности тела?

2.     Сформулируйте и запишите закон Кирхгофа. Запишите формулы, определяющие на основании закона Кирхгофа, взаимосвязь энергетических всетимостей абсолютно черного и серого тел.

3.     Сформулируйте закон смещения Вина и запишите его формулу .

4.     Определить максимальное значение спектральной плотности энергетической светимости абсолютно черного тела, нагретого до температуры 5270 С.